Детская психология — социальное развитие ребенка
Психологическая стабильность и социальная адекватность – вопросы чрезвычайно важные в любом возрасте, но в вопросе воспитания и социальной адаптации ребенка этот вопрос приобретает особое значение. То, что маленький человек впитал в раннем возрасте, фактически будет определять всю его дальнейшую жизнь. Посему, если в этом вопросе были допущены серьезные недочеты, а особенно халатность со стороны родителей, то потом исправить ситуацию будет немыслимо сложно.
Базовые эмоции у ребенка начинают проявляться с младенчества. Кто не видел милой улыбки младенца? До двух месяцев такую улыбку у ребенка может вызывать вид любого человеческого лица, так как лиц он еще не различает. Далее малыш уже становится более избирательным. Маме и другим, хорошо знакомым, людям улыбается, а при виде незнакомого лица ведет себя как минимум сдержанно.
Основы социальной адаптации ребенка и его взаимодействия со сверстниками можно начинать закладывать после года жизни, так как раньше дети друг друга просто не замечают, даже когда находятся рядом. Более старшенькие малыши уже умеют осмысленно брать в руки вещи и при попытке взять один и тот же предмет просто вынуждены заметить друг друга.
Начиная с пяти лет дети уже начинают активно взаимодействовать друг с другом, особенно находясь в детском саду. В одиночку уже почти никто не играет, а если и играет, то меньше половины времени. Ребенок открывает для себя мир подобных себе. Первые друзья, первые совместные шалости, первые настоящие наставники (воспитатели – это же прототипы будущих учителей, преподавателей и начальников).
Разумеется, не все ограничивается одним позитивом. Знакомство ребенка с понятием социальной иерархии происходит именно здесь. Первая отнятая игрушка, первая подножка, первая жестокая шутка – это вещи, которые валятся на ребенка как гром, и часто он не знает, что с этим делать. Вплоть до того, что не каждый ребенок расскажет об этом родителям. Поэтому очень важно внимание и участие родителей. Важно интересоваться, что и как было сегодня в садике, какие там ребята, кто нравится, кто не нравится и почему. Делать это нужно спокойно и ласково, так как, если у малыша возникли проблемы, он может банально бояться сказать об этом, думая, что его накажут.
Проявляйте побольше внимания к своему малышу, подчеркивайте, как вам важен он и его, пусть кажущиеся пустяковыми, проблемы. В таком возрасте внимания и любви со стороны родителей не может быть мало.
Дети как зеркало, они что видят, так и сами себя потом ведут. Если в семье привыкли кричать друг на друга, обзывать, вряд ли ребенок вырастет вежливым и внимательным к людям. Так что воспитание ребенка нужно начинать с себя. Ну нужно излишне сюсюкать с ребенком, коверкать слова, машина это машина, а не бибика, тогда и ребенок будет общаться с окружающими подобным образом.